Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЛОНТЕРОВ И СЛЕПОГЛУХИХ ВЗРОСЛЫХ

Гукасова М.П. 1
1 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
1. Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. М., 1984.
2. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков: дис... канд. психол. наук / О.С Ионина. – Казань, 2005 – 185 с.
3. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая Е.Д. Бреус. – М.: Академия, 2001 – 288 с.
4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
5. Психологические проблемы деятельности в особых условиях // отв. ред. Б.Ф. Ломов, Ю.Б. Забродин. – М.: Наука, 1985 – С. 153-168.
6. Редько Л.Л., Слюсарева Е.С. Потенциал сетевого взаимодействия педагогического вуза и общественных организаций в подготовке специалистов для работы с людьми, имеющими комплексные нарушения в развитии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2019. – № 1. – С. 127-131.
7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2009. – 332 с.
8. Слюсарева Е.С. Преодоление барьеров в процессе формирования готовности специальных психологов к психокоррекционной работе с детьми: дис. канд. психолог. наук/ Е.С. Слюсарева. – Ставрополь, 2007.
9. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности / Р.Х. Шакуров // Вопросы психологии. – 2001. – № 1 – С. 3-17.
10. Эксакусто Т.В. Барьеры общения и актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности (http: // www. psychology. ru// lomonosov/ tesises/ af. htm.)

В статье представлен анализ психологической литературы по проблеме коммуникативных барьеров, возникающих в процессе взаимодействия волонтеров и людей с бисенсорными нарушениями. Обоснован коммуникативный механизм психологических барьеров и рассмотрены способы их проявления при взаимодействии волонтеров и слепоглухих взрослых.

Феномен психологических барьеров, их сущность и влияние на поведение личности рассматривали в своих работах такие исследователи, как З. Фрейд (психоаналитическая теория), его последователи – К. Хорни, К. Юнг; А. Маслоу и К. Роджерс (гуманистическая концепция личности); К. Левин (теория личности); Дж. Келли (когнитивная теория личности), Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров и др.

В психологической литературе психологические барьеры определяются как:

1. воображаемое индивидом препятствие на его пути к достижению цели, которое часто является причиной внутриличностных конфликтов и может способствовать возникновению состояния фрустрации (А.Л. Свенцицкий) [6];

2. психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, препятствующее выполнению им тех или иных действий (Л.А. Карпенко) [5].

Субъективно, психологические барьеры переживаются человеком, как непреодолимые трудности в установлении взаимоотношений и коммуникативных связей и сопровождаются самонеудовлетворенностью, самонеприятием, заниженной самооценкой, низким уровнем притязаний [2].

Обобщая предложенные определения, мы предлагаем следующее рабочее определение: психологический барьер – это особое состояние психики, при котором индивид не может реализовать определенные действия. Такие состояния происходят из-за неадекватно острых отрицательных психологических переживаний относительно актуальных проблем или конкретных ситуаций.

На основе теоретического анализа литературы нами были выделены следующие группы психологических барьеров:

1. психолого-познавательные;

2. эмоциональные;

3. коммуникативные барьеры.

В данной статье рассмотрим коммуникативные барьеры, возникающие в процессе взаимодействия волонтеров и лиц, имеющих бисенсорные нарушения (комплексные нарушения слуха и зрения).

Под коммуникативными барьерами понимают один из немногочисленных феноменов, который представлен в структуре психолого-педагогической проблематики довольно разнообразными, многогранными, порой противоречивыми сведениями о его сущности, причинах и факторах возникновения. Под таким барьером можно понимать абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуации общения [9].

Появление коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо.

Анализ литературы по рассматриваемой проблеме показал, что основания классификации коммуникативных барьеров многообразны и многолики.

Исследователи различают коммуникативные барьеры по их причинной обусловленности, тяжести протекания, влиянию на успешность общения и психологическим последствиям для личности, по возможности и способам их устранения, степени нервно-психического напряжения, неудовлетворенности общением и вовлеченности обоих партнеров, ситуациям, в которых барьеры имеют тенденцию возникать и т.д. Но в ряде работ отечественных и зарубежных ученых наиболее важным называется причинное основание, так как именно причинно-следственная связь дает возможность познания, изучения, а также объяснения различных явлений и феноменов, происходящих в жизнедеятельности человека [1].

Анализ научной литературы зарубежных исследователей (Г. Гибша и М. Форверга) позволил выделить коммуникативные барьеры как факторы, затрудняющие коммуникацию:

– барьеры, вызванные отсутствием обратной связи и возникающий из-за различного понимания смысла ситуации;

– барьеры, возникающие из-за неточного представления о партнере по общению и его неадекватной оценки (в качестве ее параметров выделяются потребности, культурный уровень, интересы и т.д.);

– барьеры, появившиеся из-за механизма проекции – отфильтровывание из сообщения только того, что подтверждает собственные желания и намерения;

– барьеры, обусловленные содержанием и формой коммуникации: абстрактная, синтаксически сложно построенная речь, ее неэмоциональность;

– барьеры, вызванные различием общественно-культурных установок или позиций;

– классово-обусловленные понятийные барьеры коммуникации [3].

По нашему мнению, коммуникативный барьер ? препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации.

Анализ научной литературы по проблеме исследования (Парыгин Б.Д., Слюсарева Е.С., Шакуров Р.Х. и др.) позволил выделить следующие коммуникативные барьеры, которые могут возникать в процессе взаимодействия с людьми, имеющими одновременные нарушения слуха и зрения:

- смысловой или семантический барьер – возникает в результате непонимания ситуации взаимодействия;

- лингвистический барьер: трудности в общении зависят не только от степени владения речью (словесной, жестовой или дактилологией), но и от специфики этой речи.

- фонетический барьер – нарушения речи, искаженный грамматический строй речи;

- логический барьер – не умение выразить собственные суждения слепоглухому или, владея дактилологией, передать сообщение, не искажая логики высказывания.

На основании теоретического анализа нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилась в рамках сетевого проекта «Наставники и ученики» Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Ставропольского государственного педагогического института [6]. Методами эксперимента выступили опросники и метод экспертной оценки. Полученные данные обрабатывались в виде абсолютного показателя и относительного.

Рассмотрим результаты эксперимента.

По мнению экспертов в процессе взаимодействия волонтеров и слепоглух взрослых в большей мере проявляются такие барьеры, как смысловой или семантический барьер. Это проявляется в том, что слепоглухой человек может не понять смысла разговора, шутки, что может привести к нарушению стратегий поведения. Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений участников общения. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.

Не менее выраженным барьером эксперты отмечают логический. Он проявляется в том, что использование жестовой речи предполагает иной тип речевого мышления, который нередко затрудняет взаимопонимание. Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая волонтером, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него. В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств.

Также эксперты отмечают фонетический барьер, который возникает из-за особенности речи слепоглухого человека, что затрудняют ее восприятие волонтером. Фонетический барьер связан с недостатками речи, к которым относятся:

1. слишком тихая речь, которую плохо слышно уже на расстоянии нескольких метров. Даже если волонтер достаточно заинтересован во взаимодействии, то вероятность неправильного понимания очевидна;

2. слишком быстрая речь: когда человек с бисенсорными нарушениями быстро проговаривает свое сообщение, затрудняя волонтера следить за мыслью;

3. слишком монотонная речь, при которой внимание волонтера становится менее сосредоточенным;

4. заметные паузы между словами и предложениями, связанные с особенностями развития слепоглухого;

5. проглатывание слов: затихание голоса в конце предложения приводит к тому, что волонтеру труднее услышать каждое слово, что повышает риск непонимания речи слепоглухого собеседника.

Наименее выраженным эксперты отмечают лингвистический барьер. Он зависит от специфики речи слепоглухого человека и от незнания (несовершенного знания) волонтером дактилологии.

Таким образом, анализ опроса экспертов и волонтеров позволил нам определить направления в программе минимизации психологических барьеров у волонтеров. На наш взгляд, полученные данные необходимо использовать в процессе подготовки волонтеров к взаимодействию с лицами, имеющими бисенсорные нарушения и выстраивать программы подготовки в соответствии с потребностями самих волонтёров.


Библиографическая ссылка

Гукасова М.П. ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЛОНТЕРОВ И СЛЕПОГЛУХИХ ВЗРОСЛЫХ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 74-76;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=298 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674