Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бугаева А.М. 1 Николаева А.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
1. Безруких М.М. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. – М.: МПСИ, 2009. – 38 с.
2. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Издательство института Психотерапии, 2008. – 3 с.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов. – СПб.: Речь, 2007. – 46 с.
4. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2007. – 101 с.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2010. – 219 с.
6. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – М.: Генезис, 2010. – 2 с.

Проблема гиперактивного поведения была актуальна во все времена. Воспитание такого ребенка всегда бывает трудным и утомительным. Родители и педагоги относят этих детей к группе «трудных» из-за их импульсивности, чрезмерной активности, невнимательности, суетливости. Кроме того, они зачастую имеют повышенную агрессивность, вспыльчивость, эмоциональную нестабильность, что значительно затрудняет их адаптацию в социуме. Подобное поведение с патологическим характером более точно классифицируется как «синдром дефицита внимания и гиперактивности», что подразумевает неврологическо-поведенческое расстройство [6].

Одним из самых ранних упоминаний о гиперактивном ребенке является описание шотландского врача сэра Александра Крейтона в 1798 г. Данное явление он назвал «психическая неугомонность». В 1845 г. немецкий врач, писатель и психиатр Генрих Хоффман в своем стихотворении «Непоседа Фил» написал про очень подвижного ребенка, который не мог сидеть на месте ни секунды. В 1902 г. в журнале LANCET появилась лекция английского педиатра Джорджа Фредерика Стилла, с которой он ранее выступал перед врачами Королевской академии. Автор связал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как предполагалось в те времена.

В 1968 году появился термин: «гипердинамический синдром детского возраста», ему на смену пришли другие, такие как: «синдром нарушения внимания», «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ)» или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуются в настоящее время [2].

Точные причины возникновения СДВГ до сих пор не выявлены. Но влияние имеют очень многие факторы. Причинами возникновения органических нарушений могут быть:

– Угрозы выкидыша;

– Ухудшение экологической среды;

– Несовместимость по резус– фактору;

– Заболевания матери во время беременности, также действие курения, наркотиков, алкоголя;

– Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, кесарево сечение;

– Угрозы прерывания беременности, болезненные токсикозы;

– Различные заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств;

– Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Учёные из Голландии, США, Колумбии и Германии выявили сильную генетическую связь. Они выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить. Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что нет единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что многие факторы могут играть роль [1].

И в решении проблем детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности является использование комплексного воздействия, то есть включение не только медикаментозной терапии и психотерапевтических методов, но и средств психолого-педагогического воздействия. Прежде всего, одним из разнообразных средств по снижению гиперактивности является арт-терапия.

Арт-терапия – метод воздействия на человека, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения состояния и структуры мироощущения.

Арт-терапия включает множество разнообразных форм и методов, поэтому общепризнанной ее классификации не существует. Основными направлениями являются: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, цветотерапия, игровая терапия [4].

Для детей старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением чаще всего используется изотерапия. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Здесь используются разные нетрадиционные техники и приемы: монотипия, марания, граттаж, рисование предметами окружающей среды, мыльными пузырями, ватными палочками, техника эбру и многое другое.

Изобразительное творчество помогает ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, а также – освободиться от негативных эмоций. В ходе рисования развивается чувственно-двигательная координация, так как требует согласованного участия многих психических функций [3].

Так же одним из средств снижения гиперактивного поведения является сказкотерапия. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Благодаря терапевтическим сказкам у ребенка формируется творческое отношение к жизни, совершенствуются способы взаимодействия с окружающим миром, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль [5].

Таким образом, несмотря на большое количество данных о роли генетических факторов и органических нарушений не существует единой теории, объясняющей возникновения разнообразных поведенческих реакций, связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Сложившаяся ситуация делает актуальным поиск новых методов и средств лечения этого расстройства. И с помощью арт-терапии можно улучшить эмоциональное состояние ребенка, чувство внутреннего контроля, его социальную адаптацию. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, потому что они находят новые варианты выплеска своих эмоций.


Библиографическая ссылка

Бугаева А.М., Николаева А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 33-34;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=272 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674