Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯКУТСКА

Антонова А.Ю. 1 Григорьева А.А. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Педагогический институт
1. Борисова С.П. Современное дошкольное образование за рубежом // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 3.
2. Ицкова Г.А. Дошкольное образование на рубеже веков: проблемы и перспективы развития // Город Иркутск в третьем тысячелетии: тез. докл., представленных на круглый стол, проводимый в рамках секции «Наука и образование» 19 дек. – 2000.
3. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2014 г. № 336 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423845391 – 18.02.2020.
4. Ядешко В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение. – 2006.

В настоящее время, модернизация российской образовательной системы ставит задачу получения качественного образования, стартовой площадкой которого признана стать деятельность дошкольных образовательных организаций.

В России формирование системы дошкольного образования началось в 60-х гг. XIX в. Первый бесплатный, «народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 г. при благотворительной организации «Обществе дешевых квартир» в городе Петербурге. В том же году А.С. Симонович открыла платный частный детский сад для детей интеллигенции [4]. С появлением фабрик и заводов детские сады стали открываться в Москве, Николаеве, Одессе, Смоленске и других крупных промышленных центрах России [2].

Дошкольное образование ведет свою историю с 1913 года. Система общественного дошкольного воспитания в России продолжала развиваться. Определялись пути и методы работы дошкольных учреждений, их типы, разрабатывалось содержание воспитательной и образовательной работы.

До Октябрьской революции 1917 г. в системе народного образования Якутской губернии детских садов не было. На средства благотворительных обществ или частных лиц существовали несколько приютов и детских площадок. например, в 1860 году был открыт первый сиротский приют, названный в честь матери последнего российского императора Марии Федоровны – Мариинским, который за время своего существования оказал помощь 1626 детям.

В результате всестороннего обсуждения Совет народных комиссаров Якутской республики признал необходимым дальнейшее расширение сети учреждений по охране материнства и младенчества. Народному комиссариату просвещения, здравоохранения поручается организовать детские ясли, молочные кухни, дома матери и ребенка, усилить агитационную работу по охране материнства и младенчества.

В 1923-1924 годах дошкольное воспитание в Якутске получило дальнейшее развитие. Все детские сады работали по Уставу дошкольных учреждений, утвержденного 26 июня 1924 г. энтузиастами дошкольного воспитания в г. Якутске были А.М. Новгородова, И.Т. Неустроева, А.П. Кондакова, Т.М. Дружинина, Е.Т. Зябкина, В.И. Никонова. В1926 г. при Наркопросздраве Якутии был создан Методический Совет, в состав которого вошли: Нарком просвещения С.Н. Донской-2 (председатель), учителя: М.И. Ковинин, И.А. Рогожин Н.Е. Афанасьев, А.А. Сахарова (бывшая заведующая детским садом «Примитив»), Д.В. Муксунов, С.Н. Черемкин и инструктор по дошкольному воспитанию Е.А. Кротова. В 1937 г. расширяется сеть дошкольных учреждений, а детские площадки оставались основным типом дошкольных учреждений.

За последние годы, рождаемость в городе неуклонно растет, что подтверждают статистические данные, представленные на рисунке.

По сравнению с предыдущей переписью населения в городе Якутске, рост населения внушительный, и увеличился на более 20 %, в первую очередь за счет естественного прироста, и миграции как внутриреспубликанской, так и внешней. Позитивное изменение демографической ситуации и миграционное движение за последние годы показали неготовность столичной системы дошкольного образования обеспечить всех детей местами в детских сада и услугами дошкольного образования.

antonov1.wmf

Население города Якутска в возрасте от 0 до 4 лет (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия))

Показатели сети дошкольного образования в городе Якутске

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Очередность в детские сады от 0 до 7 лет (на конец года)

13509

15362

18786

19229

14772

15216

14735

15748

Очередность в детские сады от 3 до 7 лет (на конец года)

5403

6069

7234

6611

0

0

1756

4186

Количество мест в муниципальных ДОО (мощность ДОО)

7680

7710

8060

8590

9975

10796

10896

10896

Численность детей в муниципальных ДОО (фактически)

11946

12229

13053

13673

16087

16836

17289

17250

Численность детей в частных ДОО

140

146

669

810

1750

2200

3459

3577

Количество муниципальных детских садов

56

56

56

57

59

59

60

59

Количество частных детских садов, имеющих лицензию на образовательную деятельность

2

2

2

4

8

28

28

34

 

Как показывает статистика, численность детей, стоящих в очереди на место в детском саду, а также переполненность детских садов с каждым годом неуклонно растет, в то время как количество детских садов за последние 5 лет почти не изменилось.

На 1 января 2019 года охвачены дошкольным образованием 21 652 ребенка в возрасте от 2 до 7 лет.

Вместе с тем остается не решенным вопрос по обеспечению дошкольным образованием детей раннего возраста. Поэтому особенно актуально продолжать работу по расширению форм и способов получения детьми дошкольного образования, по развитию вариативных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания с организацией и без организации питания, семейных дошкольных групп, негосударственного сектора дошкольного образования.

Большинство дошкольных образовательных организаций руководствуются программой «От рождения до школы», «Детство», «Тропинки», «Открытия» и региональная программа «Тосхол». Вариативность содержания дошкольного образования обеспечивают авторские программы, разработанные педагогическими коллективами дошкольных образовательных организаций.

Решением проблем с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях могут стать следующие меры: реализация Подпрограммы «Дошкольное образование» муниципальной программы «Развитие образования на территории городского округа «город Якутск» на 2018-2022 годы», строительство новых дошкольных организаций, поддержка частных детских садов рядом стимулов, в виде субсидий или снижением налоговой ставки для предпринимателей в сфере дошкольного образования.

Как показывает статистика, за последние годы в Якутии в январе-мае 2019 года по сравнению с соответствующим периодом 2018 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций выросла на 5,8 процента и составила 69 904,6 рубля.

Такой рост заработной платы свидетельствует о росте доходов населения, а также может служить информацией о повышении платежеспособности жителей города. Таким образом, можно говорить о возможностях открытия на территории города Якутска дополнительных мест в частных дошкольных организациях, которые смогут обеспечить население города рабочими местами и сократить очереди в дошкольные образовательные организации.

В целях развития негосударственного сектора дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Правительством Республики Саха (Якутии) утвержден Порядок на предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (постановление Правительства РС(Я) от 3 октября 2014 года № 336) [3]. Порядок регламентирует предоставление из областного бюджета частным дошкольным образовательным организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности по основной образовательной программе дошкольного образования, субсидии на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

В этом отношении интересен опыт развитых зарубежных стран. Особенностью концепции дошкольного воспитания, например, в Великобритании является разнообразие типов дошкольных заведений и программ: частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей» [1]. Частные детские сады при этом могут создавать разные организации, частные лица, фабрики, компании, банки, корпорации, благотворительные общества, религиозные организации и т.д. Существуют даже ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. Во всех случаях цель одна – предоставление матерям маленьких детей возможность иметь несколько часов свободного времени в день.

Поддержка образовательных организаций негосударственного сектора, реализующих основную программу дошкольного образования позволяет не только обеспечить доступность предоставляемых частными детскими садами услуг (порой удается удерживать родительскую плату в этих детских садах не выше уровня стоимости посещения муниципальных учреждений), но и является основанием для контроля за качеством дошкольного образования в частном секторе образовательных услуг. Таким образом, решение государственной задачи обеспечения детей местами в детских садах в первую очередь видится в развитии негосударственного дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Антонова А.Ю., Григорьева А.А. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЯКУТСКА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 5. – С. 24-26;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=266 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674