Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕКЛАМЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Панкратова М.Е. 1 Шаройко М.С. 1
1 ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России»
1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – Москва: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 238 с.
2. Федеральный закон «О полиции» на 2018 г. : Эксмо-Пресс, 2018. – 64 с.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учебное пособие / Е.Е. Анисимова. – Москва: Издательские центр «Академия», 2003. – 128 С. 
4. Гарская Л.В. Социокультурный аспект коммуникации / Л.В. Гарская // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2002. – № 1. – С. 96-97.
5. https://www.youtube.com/watch?v=RSxOjBIjyhI&t=1s.
6. https://www.youtube.com/watch?v=NWF2JBb1bvM&t=4s.
7. https://www.youtube.com/watch?v=V5QPXhStb5I.

Проведен анализ лингводидактических возможностей британских рекламных роликов рождественской тематики в обучении английскому языку курсантов вузов МВД России. Выделены основные достоинства работы с данным жанром и решаемые дидактические задачи, позволяющие развить социокультурную компетенцию будущих полицейских. Предложены варианты работы с видеороликами, направленные на развитие умений говорения и чтения.

Сегодня утверждение о том, что при обучении иностранным языкам формирование коммуникативных компетенций осуществляется с обязательным учетом взаимодействия индивидуумов как представителей различных лингвокультур, стало аксиомой. Фоновые знания в области истории, географии, политического и социального устройства страны изучаемого языка, художественных ценностей представителей изучаемой лингвокультуры, а также специфики вербального и невербального поведения в обществе облегчают задачи межкультурного общения. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции является «инструментом воспитания международно ориентированной личности, осознающей взаимозависимость и целостность мира, необходимость межкультурного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества» [1, c. 12]. В этой связи место развития социокультурной компетенции в процессе формирования профессионального образования в образовательных организациях МВД России является поистине центральным, поскольку развивая социокультурную компетенцию на занятиях иностранного языка, мы вносим вклад в становление поликультурной личности «полицейского нового поколения», задачу воспитания которого ставит перед преподавателями «Федеральный закон о полиции 2018 г» [2].

В данной статье мы рассмотрим возможности рекламы в формировании социокультурной компетенции на занятиях английских языком в образовательных организациях МВД России.

Изучению лингводидактических возможностей рекламы посвящено большое количество работ (см. подробнее [3], [4] и др.). Суммируя выделяемые исследователями возможности использования рекламы на занятиях иностранным языком, выделим основные достоинства работы с данным жанром и решаемые в ходе работы дидактические задачи:

– развитие механизмов анализа и критического мышления обучающихся. При первичном просмотре видеороликов учащиеся комментируют аутентичный материал, составляют собственное мнение о просмотренном фрагменте.

– Развитие социокультурной наблюдательности. Поскольку рекламные ролики дают представление об общественном, политическом, экономическом и социокультурном укладе жизни в стране изучаемого языка, обучающиеся имеют возможность видеть и анализировать данные реалии.

– Стимулирование познавательного интереса и мотивации обучающихся. За счет таких свойств рекламного ролика как образность, занимательность, доступность и понятность текстового и графического наполнения, простота и четкость сюжета, лаконичность и большая информативность, можно существенно повысить мотивацию курсантов к изучению иностранного языка. Просмотр видеороликов такого жанра способствуют созданию положительной атмосферы на занятии и улучшению морально-психологического климата в коллективе, что особенно важно в условиях обучения в ведомственных образовательных организациях.

Кроме того, помимо работы со страноведческой и паралингвистической (мимика, жесты) информацией, реклама представляет собой большую ценность с точки зрения лингвистического материала: текста, отражающего современный разговорный язык, язык лозунгов. Реклама может быть использована для обучения говорению, чтению, письму, а также для формирования лексических, грамматических и произносительных навыков.

При отборе рекламного материала и определении его лингводидактических возможностей необходимо учитывать.

Рассмотрим лингводидактические возможности рекламы в обучении английскому языку курсантов вузов МВД на примере рождественских роликов, ежегодно выпускаемых крупными британскими компаниями в праздничный период: John Lewis Monty the Penguin [5], Sainsbury’s Christmas 1914 Advert [6], M&S 2016 Christmas Advert: With Love From Mrs. Claus [7]. Выбор роликов данной тематики обеспечен следующими компонентами: языковым (характером и относительно несложным уровнем сложности текстов), изобразительным (красочность сюжетов и их небольшой объем) и социокультурным (отражение особенностей культуры, образа жизни представителей британской лингвокультуры).

На предварительном этапе работы с рекламными видеороликами обучающимся предлагается провести исследование и в форме презентации представить на занятии визитку компании (company profile) с указанием информации о дате основания, сфере деятельности компании, производимых продуктах, а также географии рынка сбыта товаров с обязательным уточнением, имеется ли филиал фирмы на территории Российской Федерации и, если имеется, то в полной ли мере представлен ассортимент товаров и услуг. Подобная деятельность расширяет фоновые знания курсантов о стране изучаемого языка, активизирует их умения просмотрового и поискового чтения, умения работать в команде, умения вычленять главную информацию и оформлять ее по правилам презентации и выступать в такого рода формате.

Непосредственный просмотр рекламных видеороликов осуществляется в два этапа. Первичный просмотр предполагает ознакомление с видео сюжетом и обменом общими впечатлениями от увиденного. Во время последующих просмотров преподаватель обращает внимание курсантов на различные социокультурные реалии, представленные в роликах. Рассмотрим предлагаемые рекламные ролики подробнее.

Сюжет рекламы Monty the Penguin компании John Lewis понятен без слов: мальчик Сэм и его друг – игрушечный пингвин Монти – проводят вместе время. Монти грустит, потому что ему, как и всем живым существам, хочется иметь пару. Желая сделать приятное своему другу, Сэм дарит Монти на Рождество подругу. В рекламе нет вербального общения персонажей, и этот факт помогает значительно усилить мотивацию курсантов к изучению иностранного языка за счет того, что преподаватель намеренно обращает их внимание на то, что они смотрят и понимают происходящее в аутентичном, неадаптированном, реальном рекламном ролике.

Из социокультурных реалий, представленных в рекламе Monty the Penguin, внимание привлекает традиция делать рождественские подарки и ее происхождение, что способствует развитию межкультурной толерантности курсантов. Также стоит обратить внимание обучающихся на фрагмент фильма, который смотрит семья в рекламном ролике – What a Wonderful Life (1947) – фильм, который традиционно смотрят семьи в период рождественских каникул, как в России смотрят «Иронию судьбы, или С легким паром!». Кроме того, сама игрушка Monty the Penguin стоит отдельного обсуждения, так как является культовой в британской лингвокультуре.

Отдельного обсуждения заслуживает рекламный лозунг компании – Give someone the Christmas they’ve been dreaming of. Таким образом работа с видеосюжетом помогает развить социокультурную компетенцию как компонент коммуникативной компетенции.

Рекламный ролик Sainsbury’s Christmas 1914 Advert носит более серьезный характер и был снят компанией в 2014 г. к столетию реального исторического события, сюжет которого был положен в основу данного видео. В день Рождества британская и немецкая армии прекратили огонь, вышли на поле боя и мирно провели время, играя в футбол. Данный случай «братания», как показывает практика, часто неизвестен курсантам, поэтому, на усмотрение преподавателя, можно дать предварительное задание на поиск информации по данному историческому случаю, или же сообщить курсантам о достоверности события после просмотра сюжета, усилив тем самым психоэмоциональный эффект от просмотра ролика.

Из социокультурных реалий, представленных в рекламном ролике, следует обсудить рождественский христианский гимн «Тихая ночь» (Silent Night), созданный в XIX веке и существующий на всех европейских языках. По сюжету рекламы данный хорал исполняется на английском и немецком языках и является олицетворением единения христианского мира в канун великого религиозного праздника даже во время войны.

Традиция дарить подарки и всеобщее ожидание чуда – те реалии, обсуждение которых непременно возникает при анализе лозунга данного рекламного ролика – Christmas is for sharing.

Данная реклама стала очень популярна, поэтому в качестве дополнения преподаватель может предложить посмотреть видеоролики с записью реакции людей на просмотр рекламы Sainsbury’s Christmas 1914 Advert, которая также очень эмоциональна и трогательна.

Сюжет рекламного ролика 2016 года от компании Marks and Spencer With Love From Mrs. Claus имеет более легкий характер. Предваряя его просмотр, необходимо выяснить, знают ли курсанты о существовании такого персонажа, как Миссис Санта-Клаус и, возможно, сравнить ее с русской Снегурочкой.

Данная реклама богата социокультурными элементами, поэтому после ознакомительного просмотра преподаватель может акцентировать внимание курсантов на следующих реалиях: олени Санты и их имена, традиционное рождественское угощение для Санты (mince pie) и тот факт, что Санта Клаус входит в дом через трубу, традиция написания писем. Курсантам предлагается обратить внимание на современную женскую интерпретацию всех перечисленных реалий, а также женские хитрости жены Санты, обсуждение которых может привести к дискуссии об отношениях мужчин и женщин.

Подводя итог, следует отметить, что лингводидактические возможности рекламы в обучении английскому языку курсантов вузов МВД России поистине широки. Рекламные ролики удобны для обучения из-за небольшого объема, своей лаконичности и краткости, с одной стороны, и большой информативной нагрузки, с другой. Особенно стоит отметить влияние подобного материала на улучшение морально-психологического состояния курсантов, что так важно при обучении в ведомственных образовательных учреждениях.


Библиографическая ссылка

Панкратова М.Е., Шаройко М.С. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕКЛАМЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 4. – С. 116-118;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=247 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674