Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2020

ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Надоян М.Т. 1 Касаева И.И. 1
1 Южно-Российский институт управления филиала РАНХиГС
1. Распоряжение Правительства РФ № 1632-р от 28.07.2017 «Об утверждении «Программы цифровой экономики Российской Федерации». URL: http://government.ru/docs/28653.
2. Top 10 Strategic Technology Trends for 2017 // Gartner. – 2016. URL: https://www.gartner.com/doc/3471559.
3. Доклад о мировом развитии 2016: Цифровые дивиденты. – 2016. С. 12.
4. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И., Намиот Д.Е., Воробьев А.О. Цифровая экономика – умный способ работать // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-umnyy-sposob-rabotat.
5. Что говорят эксперты о цифровизации бизнеса и её важности. URL: https://invlab.ru/texnologii/cifrovizaciya-biznesa.
6. Джордж Вестреман, ДидьеБоннэ, Эндрю Макафи. Отчет Массачусетского технологического института: DigitalTransformation: ARoadmapForBillion-DollarOrganizations. – 2011. – С. 47.
7. Индикаторы цифровой экономики: 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/08/20/1154812142/ICE2018.pdf.pdf.

Статья посвящена проблемам адаптации инструментов стратегического управления компанией к быстро меняющейся внешней среде ввиду активной цифровизации экономики. В данной статье рассмотрены основные направления изменений цифровой среды бизнеса на микро- и макроуровне, а также вопросы увеличения эффективности использования внутреннего потенциала компаний, основанной на интенсивном применении информационно-коммуникационных технологий.

Цифравизация является неотъемлемой частью современного общества. Развивающийся процесс открывает множество возможностей для экономики и диктует новые правила для ведения бизнеса. По мнению экспертов, главными проблемами в процессе цифровизации является недостаточная развитость компонентов бизнес-среды, благоприятствующей IT-инновациям, низкая степень использования цифровых технологий в бизнесе и несовершенство нормативно-правовой базы. Правительство РФ разработало национальный проект «Цифровая экономика», в которой отмечены пути решения перечисленных проблем, что является неотъемлемым условием усиления конкурентоспособности государства, уровня благосостояния народа, обеспечения роста экономики и национального суверенитета1].

Проанализировав мнения экспертов и специалистов, можно выделить следующие основные направления использования информационно-коммуникационных технологий в промышленности 2018 г. Таковыми являются аддитивное производство (3D-печать), роботизация, промышленный интернет IIoT (Industrial Internet of Things), дополненная и виртуальная реальность AR/VR (Augmented Reality/ Virtual Reality), искусственный интеллект AI (Artificial Intelligence) и машинное обучение (Machine Learning).

Рассмотрев и проанализировав мнения исследователей компании Gartner, можно выделить следующие технологические тренды: искусственный интеллект и глубинное машинное обучение, интеллектуальные приложения, «Умные вещи», Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность (объединение виртуальных и реальных объектов на основе 3D-технологий), цифровые «двойники», блокчейн и цепочки блоков, механика приложений и сервисов, диалоговые системы, адаптивная архитектура безопасности, цифровые технологические платформы [2].

Всемирный банк в своем докладе о мировом развитии 2016 г. перечислил следующие дивиденды, которые поступают от цифровой трансформации: рост производительности труда; повышение конкурентоспособности компаний; снижение издержек производства; создание новых рабочих мест; более полное удовлетворение человеческих потребностей; преодоление бедности и социального неравенства. На сегодняшний день стоимость цифровизации относительно высока, однако она оправдывает затраты уже в первые месяцы после внедрения цифровых инноваций [3].

Международная исследовательская консалтинговая компания «International Data Corporation», которая занимается изучением мирового рынка информационно-коммуникационных технологий, опубликовала доклад, в котором выделено 5 ступеней «цифровой трансформации» компаний. Первой является «оптимизационная» ступень, к которой принадлежат компании, активно внедряющие передовые технологии, что позволяет им увеличить свое влияние и активно диктовать свои правила на рынке. Второй является «управляемая» ступень, которая включает в себя компании, выпускающие товары и услуги на основе новейших технологий и занимающие лидирующие позиции на рынке. К ступени «воспроизводимых результатов» относятся компании, которые направлены на разработку цифровых технологий, не отличающихся новизной. Предприятия, которые применяют новые бизнес-стратегии только на единичных проектах, относятся к ступени «Освоения возможностей». К пятой, «бессистемной» ступени принадлежат компании, активно сопротивляющиеся преобразованиям и инновациям [4].

Существуют определенные этапы трансформации, которые позволяют переходить к тем или иным ступеням. Проанализировав данные, предоставленные компанией Altimetr, можно выделить следующие пункты на пути от классического бизнеса до инновационной корпорации. На этапах традиционного бизнеса и присутствия цифровизации улучшается работа с клиентами, повышается цифровая грамотность персонала, активизируются бизнес-процессы во всей структуре. Проводится анализ потребительского спроса для привлечения новых клиентов. На этапах формальной и стратегической цифровизации предприятие начинает периодически применять новые цифровые технологии и ресурсы. Открываются новые перспективы развития, активно проводятся эксперименты. Затем составляются стратегические планы цифровой трансформации компании. Происходит увеличение инвестиций и проводится анализ имеющихся данных. Заключительными являются этап цифровой конвергенции инновационно-адаптивный этап, где цифровая трансформация поддерживается новой инфраструктурой, бизнес-процессами, знаниями и моделями. Складывается команда, которая создает для руководства новые стратегии и операционные модели. Руководство и структурные подразделения понимают важность и неизбежность регулярных изменений. Новая инфраструктура благоприятна для тестирования появляющихся на рынке технологий и их последующего масштабирования [5].

По мнению аналитиков, по данным на 2018 г. большинство российских компаний находятся на 1-2 этапе цифровизации. По данным McKinsey, цифровая экономика в России составляет лишь 3,9 % от ВВП, в США – около 10,9 %. На данный момент Россия отстает от Европы и США (Рис. 1).

Из опубликованных исследований по цифровой трансформации бизнеса интерес представляет работа Джорджа Уэстермана, Эндрю Маккафи и Дидье Бонне, в которой проанализированы практические примеры успешного перехода компаний на «цифровое управление» и показывается, каким образом им удается значительно повысить эффективность своей деятельности. Авторы провели опрос 157 топ-менеджеров из 50 крупных компаний с годовым оборотом не менее $1 млрд., из 15 стран мира. Разработанная ими концепция предлагает три направления деятельности для внедрения цифровых технологий: повышение качества обслуживания клиентов; трансформация операционных процессов и преобразование бизнес-моделей [6].

Как показывают исследования (Рис. 2), большая часть затрат на цифравизацию приходится на приобретение программных средств и оплату услуг связи. Это связано с переходом на новый способ работы с покупательской базой, который состоит в улучшении взаимодействия с клиентами [7].

По мнению экспертов, одну их важнейших ролей играет доступ к персональным данным, то есть к социальным сетям, поисковым запросам, геолокациям, информации о модели телефона, а также список ранее просмотренных товаров. Персональные данные позволяют понять потребности и возможности потребителя. Согласно исследованию IpsosGlobalTrendsSurvey 2017 г. потребители готовы делиться личными данными, чтобы получать персонализированные решения.

nad1.wmf

Рис. 1. Доля цифровой экономики в ВВП стран за 2018 г.

nad2.wmf

Рис. 2. Процентное соотношение затрат организаций на цифровизацию за 2016 г.

Таким образом, проанализировав ступени цифровизации, определив основные этапы трансформации и тенденции развития, выявив новые возможности для бизнеса, можно сделать вывод, что цифровизация бизнеса в любой стране мира является стратегически важным решением, которое часто сравнивают с революционными преобразованиями, поскольку эффект от их реализации является очень значительным. Бизнес, который работает на основе современных информационно-коммуникационных технологий, это эффективный и конкурентоспособный бизнес, который готов к интеграционным процессам и выходу на международные рынки. Изучаемый процесс является необходимым условием для развития внутренней и внешней среды компаний.


Библиографическая ссылка

Надоян М.Т., Касаева И.И. ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2020". – 2020. – № 2. – С. 97-99;
URL: http://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=107 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074