Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2020

АНАЛИЗ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА

Алейникова Ю.О. 1
1 ЮРИУ РАНХиГС при Президенте РФ
1. Цифровая экономика Российской Федерации URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Национальная_программа_Цифровая_экономика_Российской_Федерации (дата обращения:01.12.2019).
2. Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Приказ Минкомсвязи России от 29.06.2017 N 334 (ред. от 25.09.2017) «Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения» // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 4 июля 2018 г. № 335 «Об утверждении методических рекомендаций по переходу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения»// «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
6. «Импортозаместить нельзя импортировать» URL:http://www.comnews.ru/content/116605/2018-12-11/importozamestit-nelzya-importirovat#ixzz66metz6d5.
7. Импортозамещение ПО в органах власти и местного самоуправления // URL: http://d-russia.ru/iz (дата обращения:01.12.2019).
8. Российский рынок СЭД/ECM // http://www.tadviser.ru/index.php/СЭД (дата обращения:01.12.2019).
9. Импортозамещение: обзор итогов // URL: https://ecm-journal.ru/docs/Importozameshhenie-IKT-Obzor-itogov-2017-goda.aspx (дата обращения:01.12.2019).

Научный руководитель: Перова М.В.

В статье рассматривается процесс импортозамещения систем электронного документооборота, его объективная необходимость. Выделены возможные решения по повышению эффективности импортозамещения систем электронного документооборота.

Зависимость от импорта во всех областях – негативная тенденция, от которой российский рынок стремится избавиться. Устойчивый тренд перехода на российское ПО проявляется для государственных корпораций в рамках программы импортозамещения, для коммерческих – в связи с высоким курсом иностранной валюты, разница в цене становится слишком существенной при схожем результате. При реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» разработчикам систем электронного документооборота (СЭД) следует анализировать и осваивать новые направления, обусловленные трендом на цифровизацию всех отраслей промышленности и все ускоряющимся развитием технологий [1]. Цель данной научной статьи заключается в анализе процесса импортозамещения систем электронного документооборота. Для достижения цели поставлены следующие задачи: оценить необходимость импортозамещения систем электронного документооборота на основании данных с отправного – 2016 г.; рассмотреть изменения, возникшие в 2017 г.; проанализировать результаты за 2018-2019 гг.; предложить возможные решения по повышению эффективности импортозамещения систем электронного документооборота.

В процессе исследования применялись методы систематизации, сравнения, анализа данных из различных источников в целях получения объективной информации. Основная информация была получена в результате ретроспективного анализа временного периода 2016-2019 гг.

По словам экспертов компании Directum, импортозамещение охватывает не только государственные органы, но и крупный бизнес. Санкции и связанные с ними случаи отключения компаний от поддержки западных партнеров повышают приоритет данной темы для заказчиков. Крупные организации, особенно государственные корпорации, постепенно переходят от слов к делу и внедряют отечественные системы, прошедшие необходимую сертификацию. В целом, серьезным драйвером для всего рынка систем автоматизации являются государственные программы и инициативы, включая активную направленность на импортозамещение и цифровизацию экономики. Специалисты компании «Логика бизнеса» считают, что ряд продуктов, исторически привязанных к зарубежным платформам, прошли серьезный технологический путь в сторону отчуждения от них, на рынок выведены самостоятельные полноценные продукты, которые уже никак не зависят от зарубежных партнеров [2].

Хотя иностранный рынок программного обеспечения не является полностью закрытым для государственных органов благодаря вышеприведенным исключениям, российские разработчики, вероятно, в конечном итоге вытеснят иностранных разработчиков, заполнив Реестр отечественным программным обеспечением. Импортозамещение популярно в странах с большим внутренним рынком. Для крупных экономик продвижение местной промышленности давало несколько преимуществ: создание рабочих мест, сокращение импорта и сбережения в иностранной валюте, что уменьшало давление на иностранные резервы. Кроме того, если отечественные товары местного производства будут успешными, экономика может даже увеличить свой экспорт. Следовательно, это может привести к «добродетельному экономическому циклу» увеличения занятости, объема производства, доходов, экспорта и иностранных резервов, а также сокращения импорта, что приведет к общему улучшению торгового баланса и платежей в экономике.

Ожидается, что нормативные акты, требующие обеспечения соответствия данных в различных отраслях, будут способствовать росту рынка СЭД. Однако проблемы кибербезопасности онлайновых DMS и высокая стоимость внедрения и обслуживания локальных решений могут препятствовать росту. Основные тенденции, влияющие на рост, включают социальную интеграцию, совместную работу, рабочие порталы для клиентов и интеграцию с мобильными устройствами. Решения на рынке EDMS позволяют архивировать, индексировать, получать доступ и искать документы.

Рост спроса на хранение документов в результате строгих правил и положений, регулирующих хранение документов компании, способствует развитию глобального рынка систем электронного документооборота. Увеличение образования новых предприятий также привело к резкому спросу на такие решения, поскольку они обеспечивают координацию и контроль над потоком документов в защитной и эффективной манере.

Анализ процесса импортозамещения систем электронного документооборота проведен во временном интервале с 2016 по 2019 г. Согласно Постановлению Правительства РФ № 1236, с 1 января 2016 г. все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки по закону обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в целях осуществления закупок по обеспечению государственных и муниципальных нужд [3]. Данный запрет распространяется на закупки программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.

В Приказе Минкомсвязи N 334 утверждены методические рекомендации по переходу на отечественное офисное программное обеспечение, организована методическая поддержка, обеспечивается мониторинг перехода государственных организаций на оборудование, размещенное в федеральной государственной информационной системе координации информатизации [4]. Следующий – Приказ № 335 устанавливает, план-график и порядок осуществления перехода регионов и муниципалитетов, целевые показатели по переходу на отечественное оборудование до 2020 г. [5].

По оценке TAdviser по итогам 2017 г. российский рынок СЭД/ECM-систем увеличился на 11 % до 46,2 млрд рублей. Росту рынка способствует не только движение в сфере импортозамещения, но и реальная потребность бизнеса в более функциональных и масштабируемых платформах, на которых возможно оперативно разработать системы управления различными бизнес-процессами и создать уникальные решений под специфические требования заказчиков. Результаты анализа процесса импортозамещения СЭД в 2018 г., по оценке TAdviser, показывают, что объем рынка приблизился к отметке в 52 млрд рублей – рост на уровне 12 %. Аналогичная динамика должна сохраниться и ближайшие годы [6].

Импортозамещение как тренд российской действительности проявляется не в острой динамике, а в стабильном спросе на российские продукты со стороны крупных компаний. Отечественные решения становятся более зрелыми, а новые разработки – более адаптированными под отечественную специфику документооборота. Системы, которые не справляются с растущим объемом новых задач, замещаются такими, в портфеле которых десятки решений для различных бизнес-процессов, обеспечивающих сквозную автоматизацию [7].

Проведенный анализ позволяет определить проблемные направления, которые возникают в процессе импортозамещения в сфере систем электронного документооборота:

1. Отдельный бюджет, необходимость дополнительных ресурсов для внедрения и обучения персонала.

2. Некачественное предложение на рынке систем электронного документооборота. В первую очередь, речь идет о продуктах, еще не достигших нужного уровня масштабируемости и зрелости. И в этом случае замена может даже отрицательно сказаться на продуктивности работы.

3. Необходимость четкого управления процессов с учетом возможных рисков в масштабном процессе замены интегрированных решений, инфраструктуры.

4. Отсутствие необходимого количества квалифицированных ИТ-специалистов для поддержки и внедрения новых решений.

5. Формализация процессов, провоцирующая следующую ситуацию: технологические компании рискуют увеличить отставание от западных решений, замедлив программы перспективных исследований в пользу соответствия формальным критериям программы импортозамещения, которая призвана повысить конкурентоспособность отечественного ПО [8].

Сложности при осуществлении процесса импортозамещения в рассматриваемой области, состоят в том, что уже на этапе разработки приходится использовать элементную базу от западных конкурентов, на которую уже вводятся ограничения. Неопределенное экономическое положение создает дополнительные сомнения в реальности будущего спроса на отечественные системы электронного документооборота в государственных закупках, в связи с чем крупным компаниям затруднительно планировать инвестиции в развитие [9].

Таким образом, можно говорить о том, что рынок СЭД в России находится в стадии массовой замены, где в стремлении увеличить технологичность и скорость работы с большими объемами данных под высокими нагрузками старые, системы уступают свои места новым и перспективным отечественным решениям. При этом в основе критериев выбора стоят не прикладные характеристики, а именно архитектура, гибкость и масштабируемость платформы.


Библиографическая ссылка

Алейникова Ю.О. АНАЛИЗ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2020". – 2020. – № 2. – С. 86-88;
URL: http://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=102 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074