Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2024

ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Акмурадова А.Б. 1 Богданович В.В. 1
1 ЮРИУ РАНХиГС
1. Королькова С.П. Импортозамещение в рамках цифровой экономики как одно из направлений развития IT-технологий // Информационная аналитика. 2019. № 2.
2. Богданов О.М. Импортозамещение в России: уроки и проблемы // Экономические, политические и культурные вопросы общества. 2019. № 6.
3. Окунев Р.М. Государственное регулирование развития информации в России // Информационные технологии будущего. 2019. № 1.
4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы / Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 // Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //Консультант Плюс.
6. Постановление правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» // Консультант Плюс.
7. Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» [Электронный ресурс] // https://reestr.minsvyaz.ru/reestr.

В статье рассматривается процесс импортозамещения, который выступает в качестве важного направления развития и совершенствования цифровой экономики России. Проведен анализ импортозамещения информационных систем в РФ. Охарактеризованы проблемы данного процесса и отражены направленияразвитияцифрового обеспечения России.

Современный мир формируется посредством применения информационных технологий, цифровых новшеств и интеграционных процессов, объединяющих все сферы общества в одно информационное пространство. Каждое государство стремится быть конкурентоспособным на рынке товаров и услуг, вследствие чего разрабатывает и реализует новые технологии. В ходе их создания формируются более актуальные границы востребованности, уникальности и оригинальности. По мнению специалистов, рынок IT-технологий в настоящее время переживает период бурного роста. По оценкам компании Ericsson, уже в 2019 г. число устройств, использующих новые технологии превысит количество мобильных телефонов и станет самой большой категорией применяющихся процессов [4]. Российский рынок IT-технологий также активно развивается. По оценкам «Директ ИНФО», общий размер российского рынка составил в 2019 г. 17,9 млн устройств и вырос по сравнению с 2018 г. на 42 %. К 2021 г. общее число новых устройств вырастет до 79,5 млн, а к 2026 г. – 164,7 млн. Общий потенциал российского рынка оценивается на уровне 0,5 млрд устройств [3].

В своем докладе «О развитии IT в мире» BeechamResearch провел анализ использования технологий в Европе. Получается, по данным более 70 % рынка в количественном выражении использует IT-технологии для модернизации процессов. По прогнозам IHS, к 2022 г. количество подключенных в мире компьютеров, использующих новые технологии увеличится более чем в три раза по сравнению с 2015 г. (26,5 млн) и достигнет 82,5 млн. В продажах новых компьютеров доля подключенных к новым технологиям возрастет с 30 % в 2015 г. до 78 % в 2022 г.

Из-за возникших экономических и политических преград у российского государства возникла необходимость обезопасить государственное информационное пространство посредством создания новых законов, протекционистской политики в сфере IT-технологий [1]. В связи с чем, актуализируется вопрос импортозамещения информационных технологий как важного направления цифровой экономики. В России в рамках осуществления Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации от 4 июня 2019 г. № 7. Контроль над управлением программой осуществляется благодаря основным, а также прикладным направлениям развития цифровой экономики, которые утверждены государственными органами в России на период до 2024 г.

Определение целей импортозамещения программного обеспечения также заложено в Указе Президента РФ «О стратегии экономической безопасности РФ» на период до 2030 г.» и в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024г.» – полная или частичная смена зарубежного ПО на отечественное для обеспечения информационной безопасности, определяющей важнейшие секторы экономики страны.

По мнению экспертов, в России импортозамещение программ определяет условия для создания отечественных аналогов приложений, способствующих удовлетворению потребностей организаций и госсектора в целом. Специалисты отмечают, что в 2019 г. применяется множество различных программ российского производства – СинтезМ, РЕД ОС, Альт Линукс, РОСА, AstraLinux, Sputnik, Практика, Docsvision, 1С: Документооборот, Логика СЭД, Горизонт-ВС, Скала-Р, РУСТЭК, Брест и др.

Импортозамещение операционного обеспечения – ключевой ход государства в определении безопасности информационного пространства страны. Согласно планам перехода на российское программное обеспечение до 2020 г. на отечественный рынок не импортируются программные процессы иностранного создания. Нормативами импортозамещения являются следующие показатели: не больше 50 % бизнес-приложений и антивирусного ПО, снижение серверных операционных систем и СУБД с 60 % и 70 % соответственно на 5-10 %. Офисное программное обеспечение должно соответствовать от 75 % до 100 % в зависимости от категории.

Исходя из анализируемых данных, использование IT-технологий с каждым годом набирает обороты. И в эпоху цифровизации самым важным фактором является информационная безопасность, выступающая базовой целью развития цифровой экономики в российском обществе. В ходе защиты информации формируется и реализуется конкретный и детальный план-график по осуществлению государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 гг.)» на 2017–2019 гг.». В ней определены главные задачи государственных органов: усиление прозрачности и управляемости, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности экономики [2].

Специалисты во всех областях деятельности определяют, что использование зарубежного ПО может привести к ухудшению качества производства и управления из-за кибер атак и иностранных вмешательств [2]. В ходе реализации защиты информации был принят ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5], в котором сказано о том, что Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать ограничения допуска или полный запрет на поставку иностранных товаров или осуществление работ, оказания услуг иностранными гражданами.

Еще одним законодательным актом, непосредственно определяющем политику импортозамещения в государстве является Постановление правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» [6]. Анализируя данные, можно отметить, что перспективное развитие отечественных информационных систем – это одно из важнейших направлений данной программы, так как показатели доли импорта IT-технологий снижаются с 2014г. с 75 %, к 2025 г. они должны составить 25 %.

akmar1.wmf

Применение иностранного ПО на российском рынке [1]

По мнению экспертов, снижение импорта должно произойти за счет внедрения отечественных технологий, однако полное импортозамещение в ближайшие десять лет невозможно, так как на разработку российских аналогов уйдет много лет, а общество не сможет функционировать без таких технологий. В результате исследования, количество иностранного программного обеспечения существенно изменилось 2014-2019 гг. На рисунке графически показано данное изменение.

На рисунке отражено, что в 2014 г. преобладало количество зарубежных программ на 1481 программу больше чем в 2019г. Следовательно, эксперты определяют, что программа цифрового развития в государстве эффективно реализуется посредством внедрения новых технологий, усовершенствованных приложений, а также государственных мер по поддержке цифровизации секторов экономики.

Для увеличения использования отечественных ПО в России был сформирован реестр российского ПО в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Он действует с 1 января 2016 г. В ходе исследования было установлено, что к настоящему времени в реестре насчитывается около 5000 различных продуктов [7].

Примером импортозамещения ПО в госсекторе являются отечественные разработки от «Барс Груп», используемые Министерством финансов России. В частности, информационная система «Бюджетное планирование» базируется на программном обеспечении, разработанном этой компанией, и является одним из ключевых компонентов внедряемого в Минфине «Электронного бюджета». Также в рамках развития подсистем «Барс Групп», были замещены иностранные решения Oracle и IBM на отечественные и opensource продукты ОТР, Postgres EE, Linux. Аналитики отмечают, что сократилось применение импортного ПО на 42 %.

Специалисты отмечают, что в 2021 г. должна быть обновлена Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК), в которой будут заложены принципы импортозамещения. В качестве СУБД в ней будет использоваться PostgresPro, входящий в реестр российского ПО [2].

В современных условиях развития технологий, отечественный производитель успешно обеспечивает потребителя специализированным оборудованием, включающим не только планшеты и мобильные телефоны, но и блейд-сервера и суперЭвм. Сформированы программные обеспечения, определяющие направления импортзамещения в государстве. Примерами могут выступать: операционная система «Эльбрус», и собственный BIOS, и средства разработки и информационной безопасности. «Оказание госуслуг должно строиться на базе единой цифровой облачной платформы, имеющей открытые интерфейсы межмашинного взаимодействия и позволяющей в том числе и независимым поставщикам расширять возможности взаимодействия граждан с государством путем создания собственных приложений, работающих на базе этой платформы», – подчеркивают эксперты на организованной CNewsConferences конференции «ИКТ в госсекторе 2019 г.» [4].

На основе произведенного анализа можно сделать вывод, что популяризация импортозамещения, замещение иностранных вендоров, а также регулятивные действия государства по созданию отечественных технологий стали основными катализаторами роста отечественной экономики посредством увеличения российских поставщиков решений и сервисов информационной безопасности. Перспективы импортозамещения информационных технологий на текущий момент слабо прогнозируемы, так как импортозамещение является долговременным процессом изменения общего информационного пространства в стране. Однако, данному вопросу все больше внимания уделяют на государственном уровне, формируя государственные программы по обеспечению информационной безопасности государства, по созданию единой информационной системы, что, несомненно, отражает важность и актуальность проблемы импортозамещения в рамках реализации «Цифровой экономики Российской Федерации».

Несмотря на все трудности процесса импортозамещения ИТ , ряд экспертов отмечают позитивные сдвиги. Появляются все более успешные российские ИТ-решения, отношение к отечественным разработкам меняется в лучшую сторону. Кроме того, создаются стеки российских продуктов, что позволяет заказчикам подбирать программные комплексы для оптимального решения типовых задач.


Библиографическая ссылка

Акмурадова А.Б., Богданович В.В. ПРОБЛЕМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 2. – С. 83-86;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=101 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674