Scientific journal
Название журнала на английском

1
1

В статье рассматривается сущность творческих способностей, как психолого-педагогического явления. Изучены теоретические основы творческих способностей детей среднего возраста. В практической части определяется уровень развития творческих способностей. Описываются методы диагностики развития творческих способностей сферы, приводятся статистические сведения и их исследование.

Проведена работа по развитию творческих способностей у детей среднего возраста.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно – творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет, творчество и т.д.

Развитие творческих способностей личности детей является более эффективным в зависимости от того, насколько рано начинается данный процесс. В связи с этим, на современном этапе довольно большое число исследований посвящено развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста, которые рассматриваются в разных аспектах. Вместе с тем эта проблема не утрачивает своей актуальности, что, на наш взгляд, связано с ее сложностью, отсутствием комплексного подхода к рассмотрению механизмов, методов и приемов развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста [1].

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы, то ни было давления со стороны взрослого. Актуальность данной темы возникла в связи с тем, что у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная изобразительная деятельность недостаточно развит и отстает от уровня требований к данному возрасту, мы решили заняться этой проблемой [3].

Современные исследователи психологических и педагогических направлений приходят к единому мнению, что развитие творческих способностей ребенка не происходит само по себе, а определяется успешностью взаимодействия взрослого и ребенка. Особая роль в этой связи отводится создания условия, так как среда в дошкольном возрасте является основой становления личности дошкольника, в том числе –ребенка старшего дошкольного возраста.

По мнению исследователей, творчество также способствует развитию познавательных способностей детей. Изучение и участие в творческой игре запускает использование воображения детей, что, в свою очередь, стимулирует и расширяет их умственные способности. По словам Льва Выготского, такая игра позволяет детям учиться новым вещам, выходя за рамки ранее существовавшего убеждения, что дети отражают окружающий их мир, заявляя, что они усваивают и начинают его понимать. Кроме того, он полагал, что этот процесс обучения зависит от социальных взаимодействий детей, называя их «лесами», в которых ребенок с меньшей базой знаний повышает уровень своих навыков, подражая человеку с большей базой знаний, будь то другой ребенок или взрослый. Например, если ребенок с недостаточно развитой мелкой моторикой видит, что ее подруга отлично рисует, он копирует его движения и, таким образом, улучшает свои способности.

Творчество часто считается неважным, и часто это первые программы, которые сокращаются, когда средств мало. Однако творческое искусство не только развивает воображение детей, так что они становятся более гибкими и изобретательными мыслителями, но также помогает развивать их физические, эмоциональные и умственные способности. В связи с этим крайне важно, чтобы мы работали над тем, чтобы у маленьких детей были больше шансов заниматься творческим искусством, поскольку такие меры обеспечат основу для последующего успеха.