Scientific journal
Название журнала на английском

1 1
1

Согласно проведенным исследованиям, среди проблем стратегического управления на муниципальном уровне, можно выделить в качестве особо значимых: «необязательность» стратегического планирования в муниципальных образованиях, недостаточный уровень осознания важности проведения планирования среди муниципальных служащих, ответственных за это направление, а также сложившуюся нормативно-правовую базу стратегического планирования.

Учитывая наличие большого количества определений стратегического планирования на сегодняшний день, отметим, что есть характеристики общего свойства: процесс, последовательность действий организации или органов власти, долгосрочное развитие. Но в рамках своего исследования вычленили те, которые указывают на специфику данного явления: выработка ключевой методологии управления деятельностью организации, достижение намеченных целей под влиянием изменяющейся среды [1]. Только при помощи инструментов реализации стратегии можно рассчитывать на эффективное принятие решений на всех уровнях власти, обеспечивать адекватное распределение полномочий и функций между органами управления, а также своевременно реагировать на поступающие сигналы из внешней среды и успешно налаживать обратную связь с гражданами. В Российской Федерации правовой основой осуществления стратегического планирования выступает Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [2]. В соответствии с данным законом, стратегическое управление в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

Основные проблемы осуществления стратегического планирования и их пути решения

Проблема

Решение

Недостаточное количество обязательных нормативно-правовых актов стратегического планирования для местного самоуправления

Рассмотрение на федеральном уровне перечня законодательных документов, которые неукоснительно должны использоваться для осуществления стратегического управления на муниципальном уровне

Недостаточный уровень сознательности в отношении осуществления стратегического планирования и недооценка его важности в муниципальных образованиях со стороны органов местного самоуправления

Проведение органами власти мероприятий по повышению квалификации руководителей в системе планирования, а также осуществление контроля за реализацией данных мероприятий. Кроме того, назначение ответственных лиц, введение наказаний за невыполнение стратегического планирования

Закрепление понятия «стратегия социально-экономического развития муниципального образования» как единой обязательной формы результата стратегического планирования на уровне местного самоуправления

Реализация решения на федеральном уровне в виде нормативно-правового акта, включающего в себя права и обязанности лиц, осуществляющих стратегическое управление, в частности руководителей администрации аппарата муниципальной власти, а также ответственность за решения

Говоря о стратегическом планировании на муниципальном уровне, важно отметить некоторые сложности его осуществления. Мы пришли к выводу, что главная проблема здесь – ограниченный круг нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс стратегического управления. Так, основными обязательными являются Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ. Кроме того, каждое муниципальное образование может самостоятельно устанавливать перечень основополагающих нормативных документов для стратегического планирования. Однако такой подход может спровоцировать разночтения и неразбериху в терминах и формах, принятие неэффективных решений со стороны муниципальных органов власти, безответственное отношение к разработке планов, стратегий социально-экономического развития, вплоть до отказа от стратегического планирования как функции управления. Также следует отметить недостаточный уровень знаний муниципальных служащих и понимания важности осуществления данного процесса органами местного самоуправления.

Кроме того, вследствие длительности процедуры написания плановых документов, их согласования, утверждения, негативным результатом, который может быть является отсутствие основного нормативного документа стратегического планирования в структуре документов местного самоуправления – стратегии социально-экономического развития, а также целевых программ и подпрограмм, что может спровоцировать процесс «регресса» или потерю контроля над существующей ситуацией в муниципальных образованиях органами власти, и, как следствие, упразднение функций планирования и передача их на уровень выше.

Поэтому, нужно принимать меры для повышения эффективности стратегического планирования, необходимо акцентировать внимание на реализации данного типа планирования в муниципальных образованиях. Для этого мы предлагаем реализовывать решения, представленные в таблице.

Из этого следует, что реализация данных решений будет способствовать улучшению сложившейся системы стратегического планирования на муниципальном уровне, увеличению значимости данного процесса для муниципальных образований. Кроме того, при появлении обязательного перечня документов появится системность в деятельности местных органов власти, будет проводиться комплексная оценка всех существующих социально-экономических факторов района, существующих проблемных мест и, как ожидаемый результат, обоснованное решение в виде комплексной стратегии развития муниципального образования.