Материалы Международной студенческой научной конференции
Студенческий научный форум 2020

Научный руководитель: Давыдова В.Я.

В статье рассматривается исследование проблем и путей решения предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в г. Якутске. Вопросы, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются весьма актуальными. В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование, целью которого было выявление проблем предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей в г. Якутске. Анализ анкетирования показал, что проблема обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет эффективно решаться, если будет согласованная и добросовестная работа государственных и муниципальных органов управления по учету и обеспечению жильем всех нуждающихся в нем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это наиболее социально незащищенная группа граждан, которая нуждается в большей степени чем кто-либо в поддержке и защите государства.

Вопросы, касающиеся обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются весьма актуальными. В настоящее время в России разработана и принята законодательная база, определяющая права, льготы, дополнительные гарантии для указанной категории граждан в части обеспечения их жильем. Однако в реальной жизни правоприменительная практика имеет ряд существенных проблем, не позволяющих в достаточной мере реализовать жилищные права детей-сирот.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей это наиболее уязвимая группа населения к ним относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [2].

Одной из ведущих проблем в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты их имущественных прав, которые требуют неотложных решений, является обеспечение таких детей жилыми помещениями. [3;3].

Проблема получения жилья выпускниками школ-интернатов и детских домов достаточно актуальна в Российской Федерации. Дети-сироты, достигшие 18 лет, сталкиваются с трудностями из-за отсутствия социального жилья в региональных фондах. Несмотря на законодательное закрепление и признание этих прав, огромное количество детей-сирот остаются без жилья. Основной причиной всех этих проблем является отсутствие финансирования региональных и местных бюджетов для решения этих проблем.

Цель нашего исследования изучение проблем и путей решения предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в г. Якутске.

Объект исследования: дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Нами было проведено анкетирование, целью которого является выявление проблем предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей в г. Якутске. Всего в анкетировании участвовало 30 респондентов, из них 60 % девушки и 40 % юноши. При этом проверялась гипотеза о том, что проблема обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей будет эффективно решаться, если в основе будет заложено комплексное решение, социальное сопровождение включающее помощь информационного, юридического и психологического характера.

Количество обратившихся граждан по вопросам обеспечения жильем из года в год снижается, если в 2016 году обратилось 1315 граждан по вопросу обеспечения жильем, то в 2018 году 741 граждан. К сожалению, ни действующее законодательство, ни положение об органах опеки и попечительства на местах не определяют обязанность органа опеки и попечительства или какого-либо иного органа осуществлять информирование детей-сирот о наличии у них права на включение в список для последующего получения жилого помещения. Эта проблема имеет существенное негативное значение на практике. Часто сироты узнают о наличии у них права на включение в список после достижения 23 лет, что не позволяет им подать документы и быть включенными в список. Многие продолжают надеяться, подают соответствующие заявления и обжалуют отказы во включении, но добиваются включения в итоге единицы.

В результате анкетирования основными трудностями в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены следующие:

1. Проблема, связанная с длительным сроком нахождения в очереди при получении жилья.

2. Проблемы при оформлении документов (нехватка и потеря документов, не правильно заполненные документы, большой перечень требуемых документов).

3. Недостаточное информирование органами государственной власти, Министерством труда, отделом опеки и попечительства детей-сирот об их правах на получение жилого помещения.

4. Проблема с качеством жилья (плохое состояние жилья, недовольство площадью квартиры и т.д.).

5. Проблема с местонахождением жилья (плохой район, все респонденты стремятся получить жилье, ближе к центру города).

На основании результатов анкетирования, разработаны следующие рекомендации, необходимо:

1. Усовершенствование Единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.

2. Обеспечить широкое распространение информации органом государственной власти, Министерством труда, отделом опеки и попечительства о деятельности по предоставлению жилья для детей-сирот в г. Якутске, в частности, посредством размещения информации в сети Интернет, в том числе на сайте соответствующих органов исполнительной власти и организаций, а также в СМИ.

3. Усилить контроль за качеством жилья, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей подготовить пакет документов заранее и серьезно отнестись к его заполнению.

По результатам проведенного исследования, нами разработаны следующие рекомендации по устранению выявленных проблем по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории ОА «Город Якутск»:

1. Выделение социальных гарантий на федеральном уровне, так как регионы самостоятельно не могут обеспечить средства на приобретение жилья для всех нуждающихся в нем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Усовершенствование Единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем.

3. Совершенствование правовой просвещенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей об их правах и алгоритме действий по обеспечению жильем.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: проблемы по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории ОА «Город Якутск» могут быть решены при выделении достаточных финансовых средств со стороны государства. Большое значение имеет согласованная и добросовестная работа государственных и муниципальных органов управления по учету и обеспечению жильем всех нуждающихся в нем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо социальное сопровождение включающее помощь информационного, юридического и психологического характера.